Деятельность организации
17 февраля в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ в рамках XVII Международных Рождественских общеобразовательных чтений состоялось заседание секции «Церковь и Армия. Роль православной культуры в формировании духовно-нравственных основ воинского служения Отечеству».

Участники военной секции Рождественских чтений в Петровском зале Военной Академии Генерального штаба Вооружёных сил Российской Федерации в перерыве пленарного заседания

В заседании приняли участие
представители Министерства обороны Российской федерации, священнослужители епархий Русской Православной Церкви, преподаватели и курсанты Военных академий Министерства обороны РФ, заведующие секторами и сотрудники Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, православная общественность.

Перед началом заседания были отслужены молебен и лития в домовом храме Академии во имя Архангела Михаила.

На секции с докладами выступили:

начальник ВАГШ генерал армии А.В.Белоусов,


[img]
Председатель Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениямипротоиерей Димитрий Смирнов;

[img]
архиепископ Львовский и Галицкий, Высокопреосвященнейший Августин, председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами УПЦ (МП);




[img]
доцент, кандидат вонных наук, профессор Военного Университета Министерства обороны, Председатель Попечительского совета благотворительного фонда ветеранов силовых структур «Омофор» генерал-майор А.В.Черкасов, его доклад можно прочитать на нашем сайте в разделе "Просветительско-образовательная деятельность".

С докладом также вытупили:заместитель председателя Синодального отдела игумен Савва Молчанов, заведующий сектором ВВС протоиерей Константин Татаринцев, заведующий сектором Внутренних войск диакон Алексий Заварнов. Была рассмотрена роль Церкви в формировании духовно-нравственных основ личности защитника Отечества, работа с военнослужащими отдельных родов войск.

Опытом пастырского окормления во время крупномасштабных военных учений «Центр-2008» и «Южный щит-2006» поделились протоиерей Александр Данилов (Уфимская епархия), иерей Николай Грошев (Пензенская епархия), протоиерей Михаил Карпеев (Ижевская епархия). Участниками секции были приняты «Рекомендации», в которых изложен ряд полезных начинаний в сфере духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

От Фонда "Омофор" в работе военной секции участвовали.
1.Киящук Тарас Васильевич - полковник запаса, доцент кафедры маркетинга и менеджмента РУДН, вице-президент фонда «Омофор».
2.Куликова Татьяна Ивановна – православный художник, мастер золотошвейного шитья, член Совета фонда «Омофор».
3.Лихошерст Анатолий Александрович, полковник запаса, Генеральный директор региональной общественной организации ветеранов силовых структур «Доблесть и Мужество».
4.Малышева Людмила Гавриловна – профессор кафедры менеджмента и маркетинга РУДН.
5.Овчаров Олег Андреевич – подполковник. Преподаватель ВУ МО РФ, член Фонда «Омофор».
6. Рожков Михаил Анатольевич - член Совета Фонда.
7.Савельев Андрей Александрович - член региональной общественной организации ветеранов силовых структур «Доблесть и Мужество».
8. Сергеев Константин Григорьевич - полковник запаса, доцент, кандидат технических наук, член Попечительского Совета Фонда "Омофор".
9.Черкасов Александр Владимирович – профессор ВУ МО РФ, кандидат военных наук, доцент, генерал-майор в отставке, председатель Попечительского Совета фонда «Омофор».
10.Чесноков Алексей Анатольевич – вице-президент Фонда «Омофор».
11.Шатов Анатолий Иннокентьевич – Председатель общества древне-русской музыкальной культуры.

[img]
Члены Фонда (слева направо) Чесноков А.А., Черкасов А.В., Киящук Т.В. с Председателем отдела по взаимодействию в Вооружёнными силами Мурманской и Мончегорской Епархии протоиереем Андреем (Амелиным), второй слева.


17 февраля 2009 года, Москва, ВАГШ.Генерал-майор Черкасов Александр Владимирович, профессор Военного университета, доцент, кандидат военных наук, Председатель Попечительского Совета Регионального благотворительного общественного фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «ОМОФОР».

Доклад в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил России на первом пленарном заседании военной секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений – 17 февраля 2009 года.

Тема доклада: «Духовно-нравственные потребности военнослужащих Вооружённых сил России».

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Высокопреподобия, все честные отцы!
Товарищ генерал армии, глубокоуважаемый Александр Васильевич!
Братья и сестры!
Товарищи курсанты, офицеры и генералы!

Фонд «ОМОФОР», Председателем Попечительского Совета которого я имею честь быть, работает уже пятый год. Члены фонда бывают в войсках, на флотах, в военно-учебных заведениях. Недавно мы посетили Мурманскую и Мончегорскую Епархию, участвовали в семинаре священнослужителей, окормляющих воинские части всех силовых структур, дислоцированных на территории Мурманской области, работали в Гаджиево у моряков-подводников, встречались с офицерами морской пехоты в Североморске, были в Управлении пограничной службы ФСБ по Мурманской области и т.д.

В ходе всех встреч, мы, как всегда, в той или иной степени обсуждали вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и Армии. И всегда речь шла о сущности и содержании современных духовно-нравственных потребностей военнослужащих. Что же нужно современному солдату, офицеру, генералу, адмиралу от общения со священнослужителями? С чем и зачем священник идет в воинскую часть, на корабль, в военный вуз? Как он должен быть подготовлен? Какие духовные знания должен он дать военнослужащим? Меня эта проблема всегда сильно волновала, и просто как человека, и как должностное лицо.

С 1992 года я пытаюсь выяснить наиболее острые и актуальные вопросы по этой проблеме и найти на них ответы. На нескольких предыдущих Чтениях и на сборах военного духовенства я уже вступал по вопросам теории и практики подготовки военного и морского духовенства, задач и обязанностей священников, окормяляющих Вооружённые силы и т.д. Сегодня мой доклад построен, преимущественно, на опыте работы последних 4 лет, в течение которых я являюсь Председателем Попечительского Совета фонда «ОМОФОР». В тоже время он соотносится и со всем предшествующим опытом.

В одной из песен православного поэта, композитора и исполнителя Владимира Волкова (он автор стихов и музыки песни, которую мы все слышали в исполнении Народной артистки России Татьяны Петровой «Ой, не время нынче спать православные…»), есть такие слова «Избежать суеты, да по тропочке в Храм, но, как правило, что-то мешает…». Духовно опытные люди, конечно, понимают, что и кто мешает, ну, а мы грешные всё спешим и торопимся.

Но у каждого человека бывают мгновения, когда он вдруг останавливается и задумывается над смыслом своей жизни, смыслом всего того, что он делает. Подобный момент был и у меня. Он стал решающим для всей моей последующей жизни, для моей души и очень хочу надеяться, что и для её спасения. Это произошло 21 октября 1992 года, в день моего первого посещения кельи иеросхимонаха Моисея, до схимы Филадельфа (Боголюбова). Если бы накануне этой поездки в Свято-Троице-Сергиеву Лавру мне сказали, что я кадровый офицер, встану на колени перед монахом, попрошу его благословления, поцелую крест и уйду от него со слезами на глазах и радостью в душе, я этого бы засмеялся. Но, тем не менее, все это было именно так.

Надо сказать, что первый раз к отцу Моисею я шёл с банальным любопытством: «учёный, доктор технических наук, профессор и вдруг монах?». От этого посещения осталось ощущение соприкосновения с чем-то светлым, чистым, необъяснимо жизнеутверждающим. Перед нами был немощный старец, который не поднимался с постели, а воспринимался он как сильный и жизнерадостный человек с мощным интеллектом. Запомнились его молодые, внимательные глаза, светящиеся бодростью и непонятной мне радостью. Вспоминаю улыбку, ласковый негромкий голос и тепло его руки, которой я дотронулся после благословления, и которое я, явственно, ощущаю внутри себя и сегодня, хотя вот уже 16 лет, как он ушёл в вечную жизнь.

Затем появилось ощущение, что он видит меня всего полностью, видит и знает обо мне нечто такое, что мне самому неведомо. Своими словами батюшка предвосхищал очень многие наши вопросы и давал на них исчерпывающие ответы. Казалось, что он видел и знал все наши мысли и размышлял, имея в виду наши духовные метания, поиски и проблемы. Но это было не главное.
В келье отца Моисея мы впервые прикоснулись к настоящей духовности, которая шла, как мы поняли, от его несокрушимой Веры «…в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима глаголавшаго пророки». Так и осталось во мне навсегда глубокое изумление перед Верой батюшки и безусловное доверие к его словам.

Отец Моисей, как настоящий учёный, формулировал свои мысли очень точно, его рассуждения опирались на глубокое знание истории государственного и военного строительства России.
Тогда в 1992 г., всматриваясь вместе с отцом Моисеем в историю России, мы не просто умом, но сердцем поняли великое объединяющее значение Православия и Русской Православной Церкви для становления и защиты нашего государства.

Неожиданно простым оказалось осознание истины, что патриотизм русских людей проистекает из самой сути Православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя».

Главные мысли, которыми отец Моисей, генерал-полковник И.Н.Родионов, православный писатель-публицист А.А.Яковлев - Козырев и я обменивались в ходе той памятной беседы были следующие:

- Православие в России, несомненно, возродится, а православный путь, это единственный путь спасения и сохранения России, как государства;

- много веков строительство и развитие российского государства, его Армии и Флота были неотделимы друг от друга и от Православия. Это единство было нарушено искусственно и его надо восстанавливать;

- духовное возрождение ее Армии и Флота России на основе Православия является совершенно обязательным условием возрождения и сохранения России как государства.

О.Моисей хорошо сказал: «военная мощь России, имеющая в своей основе мощь духовную всегда была и будет непобедимой». «Если Русская Армия соединится с Православной Церковью - Россия будет непобедима», - вот ещё одна прямая речь о. Моисея, которую я никогда не забуду. Эти слова многократно слышали не только мы, но и ещё многие, имевшие счастье удостоится общения с о. Моисеем.

Думая об о. Моисее, я по какой-то ассоциации всегда вспоминаю, ещё один факт, повлиявший на моё внутреннее духовное прозрение. 1990 год. Западная Украина, город Ивано-Франковск. Я проходил службу в 38 – й Краснознаменной общевойсковой армии. Общественное настроение на Западной Украине в это время определяли РУХ, УПА-УНСО, СНУМ и другие радикальные националистические организации, уже тогда бывшие открытыми врагами не только всего советского, но и всего русского. Ускоренно ликвидировались русские школы, и даже классы. Русский язык вытесняется не только из общественно-политической жизни, средств массовой информации, но и из повседневного обихода.
Напомню, что это происходило в 90-1991 гг., в СССР, где государственным языком являлся русский язык. В этих условиях борьба с национал - экстремизмом объективно включала с себя борьбу за историческую правду, за Россию и её историю, за русский язык.

И вот на этом фоне, в апреле 1990 года, мы участвовали в восстановлении памятника на братской могиле заамурских казаков, погибших в 1915 году, в боях Первой мировой войны, у н.п. Городок под Ивано-Франковском, тогда Станиславом. Ко мне обратились за разрешением на участие в церемонии открытия восстановленного памятника православной общественности и с просьбой совместить митинг и Панихиду по убиенным казакам. Как должностное лицо я считал себя не в праве отказать в проведении службы. Сомнений не было, в братской могиле упокоились восемь тысяч православных. Но не мог я предположить такой массовости и такого общественного резонанса.

Ранний апрель, хмуро и слякотно, сильный ветер, на улицу выходить не хочется. От 38 ОА был выделен знаменный взвод, почётный караул, салютная группа, оркестр, всё в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Мы приехали пораньше, а поэтому могли наблюдать, как с разных сторон к могиле двигались многие сотни людей с иконами, хоругвями, венками и цветами. Это впечатляло и удивляло одновременно. Что заставило такое количество людей идти пешком по весенней распутице многие километры? Что они знают и помнят о далеких событиях Перовой мировой войны? Почему они пришли?

Именно в этот момент, совершенно неожиданно пришло осознание, что ими движет Православная вера, и они не могли не прийти. И вот тогда, стоя на Панихиде, я впервые понял, что борьба за Россию неразрывно связана с борьбой за Православие, за право православных людей любой национальности исповедовать свою Веру. Начало формироваться понимание, что «Борьба за Россию – борьба за Православие. А борьба за Православие – борьба за Россию».

А потом был декабрь 1991 года, последнее предательство Горбачёва, его отказ от поста Президента СССР, Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами, когда «верховный» предал, бросил Армию и Флот на растерзание национальным феодалам.

Отказавшись принимать присягу Украины в одном строю с ветеранами УПА, бандеровцами, в присутствии священника униата, я в феврале 1992 года приехал в Москву, для прохождения службы в ВАГШ в должности помощника начальника академии по работе с личным составом. Начальником академии в это время был генерал-полковник Родионов Игорь Николаевич. Блестяще образованный, с большим жизненным и боевым опытом генерал, порядочный, честный и мужественный человек.
Хорошо помню просторный кабинет начальника академии, большой глобус у окна и наши длительные разговоры - размышления с И.Н.Родионовым о настоящем и будущем России, её армии и флота. Вопросов было много, но главный из них заключался в том, на что опереться, где найти моральную основу дальнейшей службы, с чем идти к слушателям. Слушатели ВАГШ - это не школьники и студенты, а люди в возрасте около 40 лет, с высшим военным образованием, многие с боевым опытом, учёными степенями и званиями.

Сердце болело, душа мучалась, ум разрывался от мыслей и в этот момент Господь послал нам встречу с о. Моисеем, после которой началось внутренне преображение и осознанная работа по установлению взаимодействия Вооружённых сил с Русской Православной Церковью, по объединению их духовно-нравственных усилий. Мы обратились к авторитету наиболее выдающихся государственных и военных мыслителей России, к авторитету наших национальных героев.

Сегодня я говорю об этом и самому странно, как мы раньше не видели очевидное, что все выдающиеся военачальники это, прежде всего, Православные люди, и именно несокрушимая Православная вера двигала всеми их мыслями, поступками, вела к выдающимся свершениям и победам. В основании всех наиболее выдающихся и имеющих особое историческое значение для судеб России побед русского оружия лежат Православие и любовь к Отечеству – Патриотизм с большой буквы. Идеи православия о защите Отечества созвучны положениям ислама, буддизма и других традиционных религий России, они приемлются и большинством неверующих на генетическом уровне, как воздух, которым они дышат. «Единением и Любовью спасемся», - учил Сергий Радонежский и, внимая словам Игумена Земли Русской, на Куликовом поле плечом к плечу бились за Землю Русскую представители разных национальностей и вероисповеданий. Православие воспитало в русских воинах чувство долга и личной ответственности за защиту Отечества, готовность к самопожертвованию за Россию.

Выдающийся русский философ и патриот И.А.Ильин писал: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники её рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа, развёрнутого в её исторических войнах…». Высокий Дух воинов России, мужество, честь и доблесть её офицеров и генералов определяли наши победы.

Этот дух ещё жив. Поэтому менее ста десантников 6 роты Псковской десантной дивизии, остановили в Аргунском ущелье около двух тысяч профессиональных боевиков-наёмников. Поэтому миротворческий батальон в Цхинвале, вооружённый стрелковым оружием выстоял против многократно превосходящих грузинских войск, вооружённых тяжелой техникой. Сегодня именно против этого духа ведётся беспощадная война, Вооружённые силы России, мораль и психика военнослужащих, особенно офицерского состава подвергаются самому серьезному испытанию за всё время существования армии и флота России.

События в Цхинвале в августе 2008 года вновь показали, что особым отличием воинов России было и остается, вопреки распространяемым небылицам, боевое братство, войсковое товарищество, взаимовыручка и взаимопомощь на поле боя, готовность жертвовать собой за товарища. Истоки этого величайшего воинского качества русских воинов мы находим в Православии, ибо православный воин, прежде всего, думает не о своем спасении, а стремится действовать в соответствии с библейской заповедью, утверждающей, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13). Так действовали десантники геройской 6 роты, которые сознательно жертвовали собой за «други своя», сражаясь с озверевшей бандой профессиональных международных и наших внутренних боевиков-террористов. Так действовали в Чечне морские пехотинцы 55-й дивизии морской пехоты, которые не оставили в ходе многомесячных боев на поле боя ни одного раненого, ни одного убитого своего товарища.

Наши армия и флот всегда ранее были и сегодня сильны своими духовными, морально-нравственными качествами. Главнейшими истоками этих качеств были Православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой верой. Православие и сегодня наше главное духовное оружие и его, как любое оружие надо хорошо освоить, и помочь нам в этом призваны священники, окормляющие Вооружённые силы.

Осваивая это духовное оружие Православия, занимаясь с 1992 года и до настоящего времени по мере своих возможностей вопросами взаимодействия Церкви и Армии я часто задавал себе вопросы: «Зачем в армии священник? Что мы, военные люди ждем от приходящего к нам священника, каковы духовно-нравственные потребности военнослужащих различных категорий? Что для военнослужащего главное в деятельности священника?». Думая об этом, я всё лучше понимал, что в разное время службы, независимо от звания и должности мне важнее всего было получить от священника утешение души, сердца и ума, которые часто бывали в смятении, получить духовный ответ на мучавшие меня вопросы.

Со временем пришло ясное понимание, что военный священник – это, прежде всего, носитель и воспитатель духовности, духовного опыта, миссионер и духовный утешитель, что в любой ситуации, в любом виде Вооруженных Сил и роде войск, военнослужащий, любого звания и должности, жаждет видеть в священнике служителя Господа, проводника его Слова, призванного наполнять сердца и души воинов Благодатью Духа Святаго.

Сегодня я рискну поделиться c Вами несколькими мыслями, что в моём понимании требуется военнослужащим от священника, и как личности, и как должностному лицу. Очень тезисно.
Безусловно, что стратегической задачей военного и морского духовенства, о которой так точно и полно сказал отец Дмитрий Смирнов, является направление военнослужащих к Вере, к Богу, к Храму, воцерковление Вооружённых сил России. На этом стратегическом пути выделяются и решаются многие задачи.

За прошедшие 17 лет мы многократно убедились, что военному человеку любого звания и должности прежде всего необходимо укрепление в вере, понимание и уверенность, что его служба благородна, что защита Отечества была, есть и будет Богоугодным делом.
Только священнослужитель может дать воину глубокое понимание того, что война - это Божий промысел и, выполняя свой воинский долг, мы служим Божиему промыслу, на стороне Бога. Как говорил пророк Захария: «И будут они, как герои, попирающие (врагов) на войне, как уличную грязь, сражаться, потому, что Господь с ними, и посрамят всадников на конях» (Зах. 10:5);
Видимо никто кроме военного священника не сможет помочь военным людям глубоко уяснить слова Апостола Павла: «Наша брань не против плоти и крови, но ... против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Именно в этих словах мы находим указание на особую духовность воинского служения христиан.

Сегодня как никогда важно уметь показать истоки союза служителей Церкви и ратных защитников Отечества. Мы находим их в Ветхом Завете. Со времен пророка Моисея перед сражением священник обязан был обратится к войску, укрепить воинов в мужестве и уповании на Бога: «Вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими: да не ослабеет сердце Ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь ваш, идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор.20, 3-4).

Ощущение своей силы и уверенность в победе даст воинам знание и понимание важнейшего положения Священного писания о том, что «…не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1 Мак. 3:19). Именно так думал и рассуждал Суворов, который хорошо знал и другие положения Писания: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс. 26:3). « Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас, и весь мир» (2 Мак. 8:18).

Эти положения, с помощью священника, видимо, должны знать и понимать все военнослужащие, но, особенно, офицеры, генералы и адмиралы. Воины России должны знать и помнить, что с момента крещения дружины князя Владимира русское воинство почитаться на Руси как сила одухотворенная Святым Духом и находящаяся под омофором самой Богородицы.

Безусловно, воодушевит военнослужащих, повысит их моральный дух, укрепит уверенность в победе знание и понимание слов Писания, что Бог помогает верным ему и сохраняет их: «Во время голода избавит тебя, и на войне – от руки меча» (Иов. 5:20),

«Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3:14), сказал Иоанн Креститель воинам, обратившимся к нему с вопросом: «Что нам делать?». Наверное, только священник сможет пояснить, что в этих словах содержится и признание необходимости воинской службы, как таковой и, в то же время, завет, что служить надо честно, не употреблять оружие в корыстных целях.

Жизнь показала, что военнослужащему, участнику боевых действий необходимо моральное оправдание применения им оружия, причинения боли, лишение жизни других людей. Очевидно, что сегодня любой военнослужащий нуждается в разъяснении основного нравственного противоречия войны, между заповедью не убий и обязанностью применить оружие и убить противника.

Мало знать слова из Евангелия от Матфея: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52). Их надо глубоко и правильно понимать. Некоторые псевдохристиане, используют эти слова в ложном толковании, для утверждения, что христианин не должен служить в армии. Здесь нужна помощь священнослужителя. Нам нужно разоблачать современную толстовщину, теорию непротивления злу насилием, убедительно показывать лицемерие пацифистов и сектантов, призывающих уклонятся от воинской службы, от защиты Отечества.

Каждый воин должен знать и быть убежден, что сам Господь, Закон Божий не только разрешает, но и обязывает защищать дом, семью, Отечество с оружием в руках. Это может сделать только священник.

Не менее важно дать военнослужащим правильное понимание вопроса о смерти, в т.ч. своей собственной. Писание гласит: «Любой живущий на земле может быть уверен в одном: он родился в мир и когда-то ему предстоит умереть» (Евр. 9, 27). Смерть естественное явление в земной жизни человека, в то же время это грань неизвестного, где конечное земного мира сталкивается с бесконечным небом. Православный человек в т.ч. и военнослужащий, должен стремиться оставить ложное чувство беспечности в духовной жизни и приобрести постоянную память о смерти. Понимание православного взгляда на смерть поможет воинам избавиться от животного страха перед ней и удержаться от многих неблаговидных поступков и даже преступлений.

Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному врагу, предостерегая воинов от греха злобы и жестокости: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет в очах Его…» (Притч. 24: 17-18). Апостол Павел в послании к римлянам писал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте места гневу Божию… Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром» (Рим. 12: 19-21). Естественно, что речь идет о поверженном враге, плененном и раненом противнике. В решении этой задачи на первое место вновь выходит роль священнослужителя.

Наша Церковь учит, что пока в мире существует зло, против него необходимо бороться. В Православии добро и зло воспринимаются как абсолютные категории, и, именно в борьбе на стороне добра, военнослужащий берёт в руки оружие и просит освятить его в подтверждение того, что его ратная служба, есть правое и Богоугодное дело.

По поводу освящения оружия и техники следует сказать несколько дополнительных слов. Часто бывает так, совершён чин освящения и на этом всё заканчивается. Смотришь, а солдату, офицеру в духовном плане это ничего не дало. Видимо, следом за чином освящения должна следовать планомерная настойчивая разъяснительная работа, в результате которой военнослужащие должны усвоить хотя бы несколько истин, вытекающих из этого события:

- главнейшая из них состоит в том, что чин освящения оружия предполагает его использование только для Богоугодного дела, для защиты Отечества;

- что на военнослужащих, чье оружие освящено, в дополнение к правовой ответственности, возлагается высшая ответственность – ответственность перед Богом, а вместе с тем и обязанность, не использовать освящённое оружие против мирных и безоружных людей;

- что применение оружия вообще, а освященного оружия в особенности, в корыстных целях принципиально недопустимо.

Мы ждем от священнослужителей более глубокого разъяснений жития святых воинов Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Димитрия Солунского, свято благоверного князя Александра Невского, святого праведного воина Феодора Ушакова и других, а также жития, ещё не прославленного, но уверен, что в скором будущем обязательно прославленного, воина Александра Суворова, который говорил: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить».

Изучая нефальсифицированные исторические документы, мы убеждаемся, что идеалы Православия всегда были духовной основой воинского воспитания и обучения защитников России, и несли эти идеалы в армию и на флот православные военачальники и православные духовные пастыри.

И вновь история распорядилась так, что сегодня только Православие и Русская Православная Церковь последовательно и во всей полноте противостоят духовному разрушению России и ее армии и флота. Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом воинского и патриотического воспитания военнослужащих российских Вооруженных Сил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные идеалы и нормы, критерии и принципы, внутреннюю нравственную чистоту, правду и силу.

Именно это обстоятельство определяет объективную необходимость присутствия православного священника в армии и на флоте. А задача должностных лиц армии и флота, создавать для их деятельности благоприятные условия. Действующее «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Вооружёнными силами России, подписанное 4 апреля 1997 года Святейшим Патриархом и Министром обороны, это предусматривает.

Хочу в очередной раза затронуть тему, которую всё ещё поднимают некоторые либерал-демократы, о якобы существующих правовых ограничениях для работы священнослужителей в армии и на флоте. Ответственно заявляю, как человек много лет профессионально занимающийся этой проблемой: правовые трудности для работы священнослужителей в армии и на флоте мнимые, и создаются искусственно, никаких запретов на работу священников в Вооруженных силах в законодательстве России нет. Есть мировой опыт.

В свое время по указанию министра обороны я выезжал в Польшу и Германию для изучения опыта работы православных военных священников в Войске Польском и организации военно-церковной службы в Бундесвере. Изучал опыт США, других стран Запада. Говорунам о мнимых правовых трудностях напоминаю, что во многих их них существуют более жёсткие, чем в России, правовые нормы отношений государства с религиозными организациями, но это не мешает священникам различных конфессий официально работать в армии и на флоте. Делается это исходя из интересов национальной безопасности. Светский характер этих государства не является для этого препятствием. Поэтому ссылки на положение Конституции об отделении Церкви от государства, на светский характер нашего государства, есть не что иное, как лукавство. Этого или от злого умысла, или от нежелания конкретно работать, или от элементарного незнания, и маскировки того, и другого заумными, но пустыми рассуждениями. Никого не хочу обидеть этим утверждением, но это так.

Уважаемые участники чтений!
Военная академия Генерального штаба, в которой мы сегодня работаем во многом уникальна. Уникальна она и опытом взаимодействия Церкви и Армии.
В начале 90-х гг. она во многом была первопроходцем и лидером восстановления этого взаимодействия.

Здесь состоялись первые контакты с Московской Духовной Академией (МДА), первые выступления в Вооружённых силах профессора МДА В.И.Осипова, хора МДА под руководством регента о. Матфея.

Здесь прошли первые встречи Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с командованием ВАГШ, руководством Генерального штаба и Министерства обороны.

В Академии в 1992 году был создан один из первых в России комитет «Церковь и Армия».

В ВАГШ впервые от имени Вооружённых сил перед Святейшим Патриархом Алексием II была озвучена идея создания в Московском Патриархате Русской Православной Церкви специального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами, а сегодня нашему Отделу скоро уже 14 лет.

Здесь в этом зале, где мы сегодня работаем, была проведена первая в истории Вооружённых сил современной России конференция по вопросам духовно-нравственного воспитания военнослужащих Армии и Флота.

С участием профессорско-преподавательского состава и слушателей ВАГШ в декабре 1993 года состоялось первое возложение венков к часовне-памятнику Героям гренадерам, погибшим в боях под Плевной.

Преподаватели, слушатели, гражданский персонал Академии в числе первых поддержали идею строительства храм Христа Спасителя, собрали и перечислили значительные средства.

С 1991 года Академия активно помогла восстановлению из небытия храма вознесения Господня за Серпуховскими Воротами. С 1994 по 1996 гг. на территории храма с участием ВАГШ был построен приют для детей. В его закладке, а затем в приемке и освящении участвовали мэр Москвы Ю.М.Лужков, генерал Родионов И.Н. и Святейший Патриарх Алексий II

Именно в ВАГШ построен один из первых военных вузовских храмов. 15 декабря 1995 года его освятил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и многое другое.

Всё это определило значительную, часто решающую роль Военной академии Генерального штаба в восстановлении духовно-нравственных традиций ратного служения Отечеству, взаимодействия с Русской Православной Церквью.

Много сделано, но надо идти дальше. Я предлагаю соборно подумать над тем, чтобы открыть в ВАГШ факультет «Основ православной культуры».

Фонд «Омофор» Председателем Попечительского Совета я имею честь быть, готов в этом участвовать.

Спасибо за внимание.
Честь имею!