В декабре 1903 года в Киево-Печерскую Лавру пришел старый матрос (Л.Е. Катанский), один из последних живых участников Севастопольской обороны (1853-1856), сражавшийся под командованием Нахимова. Он пришел поклониться мощам Печерских угодников и поведать Киево-Печерской братии о необычайном явлении.
Однажды ночью старый моряк был разбужен шумом, похожим на сильный ветер. Он открыл глаза и увидел Божию Матерь, окруженную ангелами во главе с Архистратигом МИХАИЛОМ и Архангелом ГАВРИИЛОМ. Старый матрос был потрясен увиденным, но Божия Матерь ласково ободрила его и сказала ему следующее: «России предстоит скоро тяжелая война на берегах далекого моря и многие скорби ожидают её. Изготовь образ, точно изображающий моё явление и отправь его в Порт-Артур. Если икона Моя утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство».
Рассказы о видениях в Лавре не редкость, поэтому рассказ матроса был воспринят с осторожностью. Но прошло чуть более месяца, и вся Россия заговорила о явлении Божией Матери ветерану Севастопольской обороны. В ночь на 26 января 1904 года японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на рейде Порта-Артура. Это событие напомнило о повелении Божией Матери написать Её образ и доставить икону в Порт-Артур.
В первый же день сбора пожертвований число жертвователей достигло несколько сотен, и поэтому был учрежден специальный Комитет, который постановил: принимать от каждого лица ровно 5 копеек – ни больше, ни меньше! Когда количество жертвенных пятаков достигло 10 000, сбор пожертвований был прекращен и Комитет начал искать иконописца. Выбор пал на известного киевского живописца П.Ф. Штронде.
Художник с большим желанием взялся за работу, отказавшись от гонорара. Работа над иконой продолжалась около 4-х недель, и почти всё это время ветеран Севастопольской обороны был рядом с художником. Порою, не в силах объяснить увиденное словами, старик молча забирал у иконописца карандаш, и тогда Штронде с изумлением видел, как натруженные и скрюченные пальцы старого матроса обретали профессиональную легкость и свободно наносили на рисунок тончайшие штриховые контуры… На шестой неделе Великого Поста работа была закончена. Журнал «Русский паломник» сообщил: «Образ написан на золотом чеканном фоне… Композиция всей иконы, фигуры, цвета, детали одежд и подробности, окружающей Богородицу обстановки переданы точно в том виде, к каком запомнились они севастопольскому ветерану… Художнику особенно удались глаза Богородицы – они живые…». На Страстной седьмице образ Пресвятой Богородицы был освящен и отправлен в Санкт-Петербург адмиралу Верховскому В.П. с сопроводительным письмом, в котором выражалась надежда, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур». Но, увы, икона не была доставлена по назначению. Почему, тема отдельного разговора. Главное же заключается в том, что повеление Божией Матери не было выполнено. Порт-Артур пал. Святой праведный Иоанн Кронштадский так сказал об этом событии: «За небрежение к святыне получили поражение».[/p]
Лишь спустя сто лет удалось исполнить завет Божией Матери. Иконописец Михаил Михайлович Осипенко, потомок святителя Феодосия Черниговского решил сделать мера в меру иконы написанной в 1903 году, специально для того, чтобы попытаться исполнить волю Божией Матери. Вокруг М.М. Осипенко сплотилась группа единомышленников, решивших исполнить завет Богородицы. На разных уровнях общества и власти эта мысль встречала понимание и поддержку. Работа над Иконой продолжалась почти 10 лет и завершилась в феврале 2003 года, к 100-летию со дня явления Божией Матери матросу Катанскому. Икона была освящена в Никольском морском соборе в Кронштадте – именно отсюда выходили эскадры русского флота на защиту Порт-Артура. Был составлен маршрут, приобретена машина «Соболь» и на праздник Иконы Божией Матери «Феодоровская» образ «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) отправился с группой подвижников, вместе с иеромонахом Георгием, настоятелем Храма Царственных мучеников, крестным ходом через всю Россию в далекий Китай.
Путь от Невы до Желтого моря Икона преодолела за две недели, а затем целый месяц она находилась на границе Китая, пока решались орг. вопросы. Иеромонаху Георгию пришлось разоблачиться, а икону перевезти через границу в упакованном виде. Через 2 часа после того, как Икона пересекла границу, в Китае в связи с карантином был введен запрет на въезд всех иностранцев. Паломникам не разрешили передвигаться на своей машине и образ Божией Матери пришлось переносить на руках и перевозить на попутном транспорте. Люй-Шунь (Порт-Артур) является закрытой ВМБ КНР, иностранцев туда не пускают. Исключение, 9 мая.
В центре русского кладбища стоит 6-метровый крест, установленный по повелению Государя Императора Николая Александровича. У этого креста паломники совершили панихиду и краткий молебен. В кресте устроен киот, в котором раньше была икона Божией Матери «Казанская», уничтоженная во время «культурной революции». На её место и была установлена небольшая икона Божией Матери «Порт-Артурская», изготовленная и освященная в Храме святителя Иоанна Богослова в Санкт-Петербурге, которая так и осталась в Порт-Артуре во исполнение наказа Пресвятой Богородицы.
Простые китайцы встречали икону доброжелательно, помогали носить её на руках, и смотря на неё, говорили только одно слово: «Мария, Мария…». Когда об иконе узнали в русском посольстве, паломников пригласили в Пекин, где был совершен крестный ход вокруг посольства и устроена торжественная трапеза. Через неделю на самолете икона вернулась в Россию.
По благословлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II празднование в честь иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), 1904» с 2009 года внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви и установлено на 16/29 августа в один день с празднованием иконы Божией Матери «Феодоровская» (1239).
Коротко о том, как Икона попала в РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ. Неожиданный звонок генерал-майору Черкасова А.В. из города Покров Владимирской области с предложением приобрести икону для Суворовского Храма в селе Кистыш. По дороге на Суворовские Сборы 25 февраля генерал Черкасов А.В. заехал в Покров и дома у М.М. Осипенко увидел икону, которая перед Вами. Сам принять решения я не мог и попросил М.М. Осипенко привезти на следующий день 26 февраля икону на открытие Суворовский Сборов в Суздале, чтобы показать о. Владимиру Иванову и Митрополиту Владимирскому и Суздальскому Евлогию. Владыка Евлогий благословил приобрести икону для Суворовского Храма. Нам икону передали пока в долг, будем собирать пожертвования и постепенно рассчитываться.