Деятельность организации
“Надменный Разум к Истине стремится, но без смиренья он самоубийца”. Иеромонах Роман


11 июня члены фонда «ОМОФОР» приняли участие в очередной научной конференции «Александр Невский – Имя России», посвящённой 790-летней годовщине со дня рождения Святого и Благоверного князя Александра Ярославовича Невского, которые состоялись в Переславле-Залесском, городе, где родился Великий князь и где он был крещён в святом Православии. Конференция проходила в Институте программных систем (ИПС) им. А.К.Айламазяна Российской академии наук http://www.botik.ru/PSI/
Чтения, посвящённые Александру Невскому проводятся по благословению и под руководством Высокопреосященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского при поддержке и непосредственном участии губернатора Ярославской области Вахрукова Сергея Алексеевича и мэра г. Переславля-Залесского Охапкина Андрея Валерьевича и проходят уже третий раз. Во всех чтениях принимали участие члены Фонда «ОМОФОР».
Пленарное заседание вели архимандрит Вениамин, мэр г. Переславля-Залесского Охапкин Андрей Валерьевич, директор Института программных систем РАН, член-корреспондент РАН Абрамов Сергей Михайлович и историк Ларионов Владимир Евгеньевич. Открылись чтения пением молитвы «Царю Небесный… ».
Вступительное слово сделал архимандрит Вениамин. С приветствием к участникам чтений обратился мэр г. Переславля-Залесского Охапкин А.В.

С докладами и научными на конференции выступили:
1. Абрамов Сергей Михайлович, директор ИПС РАН, член-корреспондент РАН: «Современное развитие науки и личности в родном городе Александра Невского».
2. Балак Наталия Станиславовна, заместитель начальника отдела реализации программы «Александр Невский» Центра Национальной Славы России: «Сотрудничество программы «Александр Невский» и Администрации г. Переславля-Залесского».
3. Ларионов Владимир Евгеньевич, историк, автор новой книги «Александр Невский и Русское Небо». Тема его доклада: «Александр Невский – наш современник».
4. Черкасов Александр Владимирович, генерал-майор, доцент, кандидат военных наук, профессор Военного университета, Председатель Попечительского Совета Фонда «ОМФОФР»: «Святой Благоверный Великий Князя Александр Ярославович Невский – выдающийся исторический пример высокой нравственности государственного деятеля, дипломата и воина, образец для воспитания современной молодёжи».
5. Городов Кирилл Александрович, профессор архитектуры Московского архитектурного института: «Русь и Византия времён Александра Невского».
6. Городова Маргарита Николаевна, архитектор, член международной ассоциации «Союз художников России»: «Особенности культовой архитектуры времён Александра Невского».
7. Тростников Виктор Николаевич, писатель, профессор Российского православного университета им. Иоанна Богослова: «Москва – Третий Рим. Вклад Александра Невского в реализацию идеи».
8. Коваленко Ольга Николаевна, архитектор, до 2008 г. главный архитектор-реставратор Софийского собора Великого Новгорода: «Господин Великий Новгород и храм Софии Новгородской в жизни Александра Невского».

9. Воробьевский Юрий Юрьевич, писатель: « Русь до нашествия татаро-монгол. Духовное влияние Византии, Русский Афон 12-13 веков».
10. Пежемский Денис Валерьевич, научный сотрудник Института антропологии МГУ: «Татарское нашествие в свете археологических и антропологических данных».
11. Ковалёв-Случевский Константин Петрович, писатель, историк, профессор Института журналистики и литературного творчества: «Брат «на» брата или «за» брата. Преодоление братоубийства среди русских князей в эпоху Александра Невского».

Ниже помещен доклад генерал-майора А.В.Черкасова.


Тема доклада: «Святой Благоверный Великий князь Александр Ярославович Невский - выдающийся исторический пример высокой нравственности государственного деятеля и воина, образец для воспитания современной молодёжи». Время 20 минут.

Ваше Высокопреосвященство!
Все честные отцы, уважаемые матушки!
Уважаемый Андрей Валерьевич!
Братья и сестры!

Искренне рад новой встрече на благословенной земле Переславля-Залесского и благодарю Высокопреосвященнейшего владыку Кирилла за эту возможность.
Наше настойчивое обращение к урокам Святого князя Александра Ярославовича Невского закономерно и приобретает всё большую актуальность.
Россия вновь стоит на историческом перепутье, определяя вектор своего дальнейшего развития. Как и века, назад, Россия нуждается в восстановлении и собирании своих разорённых и разобщённых земель, в сохранении и отстаивании своей православной идентичности.
Сегодня вновь решается судьба русского православного народа, а значит и многих других народов России, решается само будущее России.
Вопрос вновь стоит так: быть или не быть России, или она обретет себя и своё место в историческом процессе, или её имя станет достоянием истории.
Сегодня, как и 800 лет назад, Россия подвергается мощной агрессии с Запада. И, как века назад, эта агрессия направлена, прежде всего, против Духа и сути России, против веры наших предков – против Православия.
Как уже говорилось по прошлой конференции и уверен ещё не раз будет сказано сегодня, непреходящая заслуга Александра Невского заключается в том, что он отстоял и сохранил внутреннею духовную силу России, её внутреннюю духовно-нравственную самобытность, её внутреннее богатство, которое только и смогло обеспечить возрастание и укрепление российской государственности.
Это первый, величайший и самый ГЛАВНЫЙ урок Великого князя Александра Ярославовича – непоколебимая верность Православной Вере, безстрашное исповедание Православия и его самоотверженная защита.
Никогда и никому не помогала измена Вере, потеря своей самобытной сущности. Ничего не добьёмся и мы, если не отстоим, подобно Святому Князю Александру наши традиционные духовно-нравственные, православные устои и уклад жизни.
Сегодня, как и во времена Александра Невского, только Православие, вместе с другими традиционными религиями России, во всей полноте противостоит духовно-нравственной агрессии, нравственному разложению и одичанию нашего народа и, в первую очередь, молодёжи. Наша задача быть в этом противостоянии вместе с Матерью-Церковью.
Святой Александр защищал Православие от натиска с Запада силой оружия. Сегодня, как и во времена Александра Невского, Православная Вера нуждается в защите, но, прежде всего, не силой оружия, хотя и к этому надо быть готовыми, а путём твердого, гласного и деятельного её исповедания.
Сегодня Православная Вера нуждается в защите, как от радикальных либерально-демократических безбожников, так и от «высокоумных еретиков», а также от псевдопатриотов, которые, прикрываясь православной терминологией, подстрекают русский и другие народы России к новой кровавой резне, к новому взаимоистреблению.
В отечественной истории Александр Невский является одним из немногих наиболее безспорных примеров высокой нравственности государственного деятеля, дипломата и воина, нравственным образцом и примером для всех нас. Но особенный пример он представляет для молодёжи.
Свои исторические деяния Александр начинал совершать в возрасте, в котором многие молодые люди сегодня не знают, куда себя деть от безделья, предаются безудержному веселью, прожигают жизни в развлечениях, ищут удовлетворение всех мыслимых и немыслимых потребностей, порою самых низменных и чисто животных
Мы должны разъяснять молодёжи, почему слава молодого князя гремела далеко за пределами Европы. Почему никогда и никем не побежденный князь Александр, ни разу не скрестил своего меча с Ордой, а поехал туда по первому приказу Батыя. Необходимо показать молодым, что в этой покорности проявилась глубина веры Александра в Божий Промысел, его государственная мудрость и дипломатическое искусство.
Внутренняя политика Александра Невского заключалась в жестком и твердом собирании разорённых русских земель под единым государственным руководством. В 40-60 гг. XIII столетия чередой блестящих походов и побед Александр сорвал согласованные планы шведов, немецких рыцарских орденов, ливонцев и литовцев по захвату русского северо-запада.
Успешно сражаясь против лучшей в Западной Европе военной организации, он продолжал крепить завещанный отцом князем Ярославом Всеволодовичем союз с Золотой Ордой, необходимый для предотвращения нового разгрома Руси, но не стал при этом идолопоклонником.
Как свидетельствует летопись, он сказал Батыю: «Царь, тебе поклоняюся, понеже Бог почтил тебе царством, твари не поклоняюся: та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся единому Богу, Ему же служю и чту И».
Стойкий в Православной Вере, непобедимый воин, твёрдый руководитель, искусный дипломат, Князь Александр был прямодушным, честным и высоконравственным человеком. И это следующий важнейший урок Александра Невского: прямодушие, честность и нравственность всегда и во всём.
Честность и нравственная чистота Александра позволили ему добился, чтобы сын Батыя, Сартак, стал его другом и побратимом. Стараниями князя и его духовного отца митрополита Кирилла в столице Золотой Орды Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви.
Все усилия князя Александра были направлены на то, чтобы путём переговоров превратить татар и монгол из врагов и грабителей русских земель в союзников Руси.
Так, духовно-нравственными и дипломатическими усилиями Святого Александра происходило великое соединение русских и татарских земель и народов, созревало и крепло будущее многонациональное российское государство, которое затем включило в себя значительную часть земель некогда подвластных Чингисхану.
Пример государственной и дипломатической деятельности Александра Невского учит, что Россия, если она хочет сохраниться и развиваться как Великая Держава, должна стремиться к нравственной внутренней и внешней политике.
Нравственную внутреннюю политику поймет и подержит большинство нашего народа. Нравственная политика воодушевит наш народ на самоотверженный труд, а воинство России на честное и бескорыстное служение.
Именно такой - нравственной внешней политики, ждут от России народы разных стран и континентов. Я смог убедится в этом во время многочисленных загранкомандировок. Такую политику России поймут и будут уважать как её друзья, так и недруги.
Мы должны учить молодёжь и личным примером свидетельствовать, что духовность и нравственность должны быть во всем: в экономике, в политике, в культуре, искусстве, в эмоционально-чувственных отношениях между людьми, в семье, в отношении к природе и т.д.
Опираясь на нравственный пример жизни и деятельности Александра Невского, мы можем и обязаны показать молодёжи, что мироощущение человека, благоустройство и благополучие его жизни предопределяют духовность, нравственность и культура, а не только и не столько экономика, демократия и право.
Чрезвычайно глубоки и очень ясны духовные истоки нравственной силы, исторических побед и государственных свершений Александра Невского. Их истоки в семейном воспитании.
Православие с детства вошло в жизнь Александра как высшая ценность и воспринималось им органично, как воздух, которым он дышит. Летописи свидетельствуют, что верный православным ценностям он каждый свой шаг освящал молитвой и надеждой на помощь Божию.
Всё духовное, интеллектуальное, физическое и воинское воспитание князя Александра, формировало в нём качества защитника Земли Русской, несокрушимую волю к единодержавию и понимание, что он призван Богом на защиту Отечества.
Позволю себе отвлечение от доклада, но не от его темы. Сегодня министерство обороны запретило в военных суворовских училищах (это 10 и 11 классы) строевую подготовку, уволило кадровых офицеров, исключило из учебных планов военные дисциплины, запретило участие суворовцев и нахимовцев в параде на Красной площади, обосновав это беспокойством, что у них «могут появиться, варикоз, гипертония, физическое и умственное переутомление».
У меня нет комментариев, скажу лишь, что княжича Александра в 3 года посадили на коня, а с 6 лет брали на большую взрослую охоту и в боевые походы. Воспитанный таким образом он с детства рассматривал свою жизнь как государственное и воинское служение Отечеству, как служение Божьему делу на земле и вся его жизнь есть пример такого служения.
И это следующий величайший урок, который преподал нам Александр Невский – это урок служения Отечеству.
Следуя примеру Святого Александра с детства готовили себя к защите Отечества Дмитрий Донской и Александр Суворов, Михаил Кутузов и Федор Ушаков, который на вопрос дежурного офицера, зачем он поступает в морской кадетский корпус ответил: «Служить Отечеству!»
У нас любят рассуждать об угрозах России и откуда они могут исходить. Как военный профессионал, утверждаю, что наибольшая угроза безопасности России исходит от разрушения духовного смысла воинского служения Отечеству, от превращения воинской службы из святого Долга перед Отечеством в наёмное ремесло.
Введение службы по контракту неминуемо приведет к разрушению национального самосознания граждан России, утрате ими качеств патриотов и защитников Отечества. И это может стать одной из причин разрушения России как единого государства. Примеры Римской Империи и Византии это подтверждают. Подвиги за деньги не совершаются. Контрактом самопожертвование и подвиги не предусмотрены.
В апреле в музее Великой Отечественной войны состоялось представление труда выдающегося военного историка и писателя русского зарубежья Антона Антоновича Керсновского «Философия войны». Труд издан, заметьте не в Воениздате, и не по заказу Минобороны, а в Издательстве Московской Патриархии и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По поручению «Журнала Московской Патриархии» я написал рецензию на этот труд, которая опубликована в последнем номере, естественно глубоко ещё раз вник в содержание этого труда и позволю себе опереться на авторитет Керсновского.
Более 80-ти лет назад наш выдающийся соотечественник писал о воинской службе по контракту: «офицерский состав, имеющий характер «механического соединения людей, связанных (с государством - убрать) индивидуальным служебным контрактом (с государством - оставить)… - человеческая пыль, карточный домик, положение, в XX веке невозможное». От себя добавлю, что в XXI веке это также невозможно. Ибо офицер – это Призвание, Долг, Честь, это служитель Отечеству, а не наёмник по контракту.
Такая же угроза безопасности России исходит от целенаправленного и беспощадного разрушения идеи бескорыстного служения Отечеству в любом качестве и на любом посту, от превращения идеи служения России в неодухотворённую служебную деятельность за деньги, по найму, по контракту и т.п.
Больно слышать, когда высокие должностные лица, подчёркивают, что они всего лишь наёмные работники, а государственная деятельность для них просто хорошая и интересная работа. Как это далеко от подвига великого патриота Земли Русской, Александра Невского, который ценой своей жизни спас будущее России, жизнью оплатил свой Долг перед Отечеством.
Это следующий великий урок святого князя, показавшего и доказавшего, что Патриотизм заключен в самой сути Православия, что патриотизм православных людей глубоко закономерное явление.
Наша Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке. Православный христианин призван любить своё земное Отечество. Его патриотизм проявляется в труде во благо Отечества и в самоотверженной защите. В этом одно из проявлений исполнения им заповеди Христа о любви к ближнему как к самому себе, «ибо нету больше той любви, как ежели кто положить живот свой задруги своя».
Православие учит, что, критикуя государство нельзя предавать свое Отечество. Существует тонкая грань между государством и Отечеством. Государство – это официоз, власть, часто не любимая, а Отечество – это нечто иное и большее, это родная земля, дом, семья. История хранит примеры, когда наши соотечественники, отвергая государственное устройство России, героически сражались за неё, как за своё Отечество. К сожалению каждый из нас может привести пример, когда современный гражданин России не считает её своим Отечеством и не является её патриотом.
Пример Александра Невского свидетельствует, что важнейшее качество патриота готовность к защите Отечества. Страшно говорить, но значительная часть молодых и не только молодых наших граждан сегодня не готова служить России и защищать её с оружием в руках.
Обращусь ещё раз к авторитету Керсновского. Размышляя о льготах для учителей, медиков и других молодых специалистов, он писал: «льготы по образованию» - пагубны и преступны. Настоящая льгота, которую надлежит дать образованному человеку – это честь в первую очередь и раньше других служить своей стране и кровью запечатлеть ей преданность» (с.220.)
Отношение нашего общества к этой проблеме Вам известно. Стремление выпускников вузов избежать воинской службы приобрело массовый характер и не осуждается обществом. Сегодня необходимо буквально заново восстанавливать готовность молодёжи к воинской службе, к защите России с оружием в руках.
А военные угрозы для России вполне реальны, кто бы и что не говорил по этому поводу, находясь под впечатлением т.н. «перезагрузки» наших отношений с США. Ибо сказано, «не по словам их, узнаете их, а по делам их узнаете их».
Выступая в прошлом году, я говорил о том, что в боевые (!), повторю, в боевые документы Европейского командования США включен пункт: «Россия - европейская и азиатская страна, входящая в зону ответственности Европейского командования США», в пределах которой командующий обязан планировать и быть готовым вести боевые действия. Было сказано и планах США разместить ракеты Пэтриот в Польше.
Сегодня эти ракеты размещены в нескольких десятках км. от Калининградской области. Планировали при Буше, разместили при Обаме, какая разница, кто президент. Подчиняются они Европейскому командованию США. Боевое задание для них уже определено.
Нельзя забывать и о решении парламента Японии, объявившего, что Россия незаконно оккупирует Курильские острова и т.д. Примеры можно продолжать.
Сегодня много рассуждают, на каких идеалах воспитывать молодёжь, ищут общероссийскую национально-государственную идею. Те, кто ее ищут, забывают, что у России уже давно есть своя национальная идея.
И это следующий важнейший урок Великого Князя, который, опираясь на Библию и первым сформулировал на русском языке в обращении к малой дружине перед началом невского похода бессмертную идею высшей справедливости: «Не силе Бог, но в правде!»
Удивителен русский язык. Как замечательно в нём слились в едином корне и смысле понятия: православие, праведность, правда, право, правление, справедливость. Вот она тысячелетняя православная национальная идея России во всем ее величии: «Жить праведно. Править, по совести, по правде и справедливости».
Вот на какую национальную идею должны ориентироваться российские законы. Вот на какой основе они должны разрабатываться и работать. По мнению нашего народа всегда прав тот, кто живет и поступает по правде и справедливости.
Отечественная история не раз доказала, что прагматизм, практичность, конкурентоспособность и тому подобные качества, всё это хорошо и правильно, но в России не имеет будущего любое мировоззрение, лишённое духовности, нравственности и морали. И эту аксиому мы обязаны донести до ума и сердец наших детей и внуков.
Любовь к ближнему, самоотверженное служение Отечеству, честность, преданность и верность семье, забота о воспитании детей, эти и другие высокие нравственные качества, которым обладал Святой князь Александр, должны воспитываться нами у молодёжи.
В заключение хотел бы обратить ваше внимание, что сегодня надо защищать не только духовное наследие Александра Невского, но его самого. Пропорционально росту его общественного авторитета, а иногда и опережающими темпами, нарастает кампания его шельмования, клеветы и исторических фальсификаций. Думаю, что это не должно пройти мимо нас. Может быть, следующую конференцию следует посвятить разоблачению измышлений вокруг имени и деяний Святого Александра.
И последнее: сегодня настоятельной необходимостью является использование в работе с молодёжью жития и уроков не только Великого князя Александра Ярославовича Невского, но и многих других наших мудрых предков, построивших и сохранивших для нас Великую Россию, оставивших нам в наследство Православную Веру, славную историю, традиции Долга, Чести, самоотверженного и безкорыстного служения Отечеству!
Так будем же достойны их! Честь имею!