Деятельность организации

ПОБЕДА РУССКОЙ АРМИИ ПОД ПЛЕВНОЙ РЕШИЛА УЧАСТЬ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ 1877-1878 гг.
“Бой 28 ноября с Османом-пашой решил участь его армии, столь стойко сопротивляющейся всем усилиям нашего оружия в течение почти 8 месяцев. Армия эта со своим достойным командующим во главе, в числе 40 тысяч сдалась нам, безусловно. …Я горжусь командовать такими войсками и должен сказать вам, что я не нахожу слов, чтобы достойно выразить мое уважение и удивление к вашим боевым доблестям. …Неся с полным сознанием священного долга все трудности блокадной службы под Плевною, вы завершили его боем 28 ноября, как настоящие герои…», так оценивал значение победы под Плевной командир гренадерского корпуса, генерал-лейтенант Павел Степанович Ганецкий.

Фактически с падением Плевны был решен исход войны. Еще до капитуляции Османа-паши Дизраэли-Биконсфильд писал английской королеве, что «падение Плевена, который пока еще не пал, будет большим несчастьем для Британской империи». По словам одного из английских историков Фэрно Раперта, «Бои под Плевеном стали поворотным пунктом в русско-турецкой войне». На второй день после безоговорочной капитуляции армии Османа-паши Турция обратилась ко всем государствам с нотой, в которой просила о посредничестве с целью приостановления военных действий. По вполне понятным причинам в Константинополе, но особенно в Лондоне началась настоящая паника. Министры обвиняли друг друга в предательстве интересов Турции. Военная истерия нашла широкое отражение в западной печати.

Английский посол в Константинополе Лайярд тут же отправил своему правительству доклад, в котором предупреждал, что «не следует верить никаким обещаниям и клятвам, данным Россией». 12 декабря 1877 года лорд Э. Дерби передал русскому послу в Лондоне графу П. А. Шувалову меморандум с выражением резкого протеста против предполагаемого вступления в Константинополь и захвата проливов Русской армией.

Эхо победы русского оружия под Плевеном докатилось и до Северной Америки. «Слава, завоеванная нашей бесстрашной армией, — писал 31 января 1878 года в своем донесении А. М. Горчакову русский посол в Вашингтоне Н. П. Шишкин,и успехи, одержанные ею после падения Плевена, вызвали резкий поворот в общественном мнении США. Насколько строго судили нас раньше, в моменты временных неуспехов, настолько сейчас восхваляют героизм наших солдат и талант умелых командующих... Но, - продолжает далее в своем рапорте Н. П. Шишкин, восхищаясь нашей храбростью, газеты всех партий, даже не дают себе труда скрывать своих эгоистических расчетов. Они предварительно строят планы огромных выгод, которые могут получить торговля и промышленность Соединенных Штатов, если Англия объявит нам войну».

Падение Плевны произвело потрясающее впечатление на Россию и Европу. «Даже весть о Сан-Стефанском мире по силе впечатления не могла сравниться с ликующим настроением, вызванным сдачей Плевны и пленом Османа-паши с его армией, …Падение Плевны было и остается одним из величайших событий в истории славянского освобождения. Плевна дотоле неизвестная, пять лет назад стала дорогим именем славян; при звуке этого имени воскресают в воображении: стоны, смерть и страдания; радостные крики, победа и надежда на светлое, свободное будущее», - писала газета «Известия», № 327, 1882.


Именно это событие решило исход русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Современники называли эту войну Великой и Освободительной. По своим последствиям и моральному значению она занимает особое место в истории России и Европы. Её главной целью было освобождение братских православных славянских народов, томившихся в турецком рабстве. И эта высокая и благородная цель была достигнута, Россия освободила народы Балканского полуострова от многовекового, жестокого иноземного владычества и положила начало государственному развитию Болгарии, Сербии, Румынии и Черногории. Высокий моральный смысл и справедливый характер войны со стороны России является драгоценным достоянием русской и мировой истории.

Современники так свидетельствовали о великой освободительной миссии России в этой войне: «, ... русские идут к нам как братья, чтобы защитить нас, и ничего не хотят для себя. Пробил великий и святой час, в который все мы как один должны встать рядом с русскими воинами в борьбе с врагом», говорилось в воззвании Болгарского Центрального Комитета, с которым он выступил в Бухаресте 12 апреля 1877 года, после объявления русско-турецкой войны.
В этом воззвании в частности говорилось: «Братья! Народ, который в борьбе проливает кровь за свою свободу и независимость, рано или поздно восторжествует. Без жертв нет вольности! Раздавленные веками ига, одного из самых варварских, как многажды, так и в минувшем году, восстали мы, чтобы воспротестовать подобным отчаянным способом против вековечных притеснителей. Полчища турецких извергов утопили протест наш в крови и произвели те неслыханные зверства, которым нет оправдания, зверства, потрясшие весь свет.
Села наши оказались сожжены: матери, любимые, дети обесчещены и вырезаны без жалости; священники распяты на крестах; храмы божьи осквернены, и невинными окровавленными жертвами устланы были поля. Целый год несли мы мученический крест, но средь неописуемых утеснений и страданий теплилась надежда, укреплявшая нас. Надеждой, которая ни на минуту не оставляла нас, была великая православная Русь.
Братья! Не напрасно ждали мы ее мощную поддержку, минул год, идет она и спрашивает отчета за кровь мучеников. Скоро зареют победоносные русские стяги у нас в отечестве, и под их сенью положены будут начатки лучшего будущего. Русские идут бескорыстно, как братья, на помощь, свершить сейчас то же, что ранее сделали для освобождения греков, румын, сербов.
Болгары! Встретим все как один братьев-освободителей и посодействуем русской армии. …Только при оружии достойны будем доли, нам уготованной, и поспособствуем обретению независимости отечества.
Болгары, вперед! С нами бог и русские братья!
Болгарский Центральный Комитет в Бухаресте:
Владимир Ионин, Кириак Цанков, Олимпий Панов, Петр Енчев, Димитр П. Иванов, Павел Хр. Висковский, Стефан Н. Стамболов, Ив. Кавалджиев, Ив. Вазов. 12 апреля 1877 года, Бухарест».

Газета «Български глас», выходящая в Белграде, писала: «Пробил последний час в решении широко обсуждаемого Восточного вопроса. Несчастный болгарский народ! После горьких веков, невыносимых черных дней, лишь в XIX веке извечно могучая покровительница наша Россия сжалилась над своими порабощенными братьями и отдалась с кипучей энергией и сильным воодушевлением тому, чтоб вырвать нас из когтей диких зверей - турок.
Русь вступила в сражение с пятивековым врагом славян. Почему объявила она войну Турции? Россия свободна, народ ее наслаждается волей и независимостью, но война объявлена в помощь порабощенным на Балканах. Россия проливает сегодня свою славянскую кровь на ратном поле, чтобы открыть миру существование братьев, ежеминутно гибнущих под ятаганом варвара. Россия хочет их спасти. Думает она извлечь какую-либо выгоду из этой военной кампании? Отвечаем: Россия желает увидеть болгар свободными. Такова ее выгода.
Спросим себя, болгары. У славян, которых видим мы ныне идущими проливать свою кровь, разве нет жен, детей, братьев, сестер, матерей и отцов, и оставляют они их, чтобы сражаться за нашу вольность и независимость? Разве по ним не плачет никто и о них тужить некому? Есть у них жены, есть дети, и есть кому о них тужить, однако провожают воинов со слезами радости на глазах и благословляют, ведь им приобретать утерянную или, верней сказать, силой отобранную свободу нашу.
Прогремела уже первая русская пушка, развернулось знамя со златоглавым орлом. Немощен враг наш, а заступница могуча и крепнет с каждою минутой. Сейчас должны мы жертвовать, кто, чем может, одни морально, а другие материально. Снимем, наконец, и последнюю рубаху, чтобы способствовать освобождению.
Братья! Час, которого ждали мы на протяжении пяти веков, пробил, и простерло солнце яркие лучи свои, желая осветить нас, сирых. Лучше всем, присоединившись к нашим единокровным доброжелателям, пролить кровь на поле брани, чем гибнуть ежеминутно в турецких застенках, чем безвинну качаться на виселице, чем выслану быть в азиатские пустыни. Лучше погибнуть героем с мечом в руке, чем зря убиту быть варварами. Только кровью нашей можно смыть пятно соглашательства, которым деды запятнали невинное чело наше. Провозгласим же многие лета Александру II! Многие лета народу русскому! Многие лета славному роду славянскому! С нами бог!
«Български глас», I, № 44, 16 апреля 1877 года. Белград».

28 ноября 1878 года Плевна сдалась русским героям. С радостью была воспринята весть о падении Плевена всеми славянскими народами. «Плевен, до тех пор не известный, — читаем на страницах «Современных известий», — в 1877 году стал дорогим именем для славян, при одном упоминании которого в воображении воскресают стоны, смерть и страдание, радость победы и надежда на светлое свободное будущее».
Победа под Плевеном, торжественно отмечалась на чешской земле. На вершинах гор и холмов люди зажигали огромные костры, дома украшались флагами, в праздничном убранстве были города. 12 декабря 1877 года в кварталах рабочего люда Праги произошла необычная демонстрация. Рабочие и студенты вышли на улицы с лозунгами, в которых требовали свободы Болгарии. Несмотря на энергичные меры австрийской полиции демонстранты достигли центра города. Демонстрации по случаю падения Плевена состоялись в Пильзене, Моравска-Острове, Банска-Бистрице и в других городах.
Естественно, что с особой радостью и восторгом весть об этом историческом событии встретил болгарский народ, передававший ее из уст в уста. Газета «Българин» в номере от 3 (15) декабря 1877 года писала, что падение Плевена — «наш величайший праздник» и что «это событие золотыми буквами будет записано в анналы истории». «Когда в Ловеч пришла весть о падении Плевена, — писал современник тех дней, — всех болгар — мужчин и женщин, солдат и офицеров, — охватил восторг. Люди бегали из магазина в магазин, из дома в дом, спеша сообщить радостную весть... Начиная с того дня, жизнь в Ловече круто изменилась».
Порабощенный в течение многих веков, но не покорённый мужественный болгарский народ хорошо понимал значение этой победы. Измученные, перенесшие невероятные трудности и лишения, жители Плевена 14 декабря 1877 г. выражая свои восторженные чувства по поводу исключительного события в истории города, в истории всех болгар и Болгарии преподнесли своим освободителям благодарственный адрес, в котором говорилось: «Освобождение Плевена, это заря освобождения древней Болгарии. Плевен воскрес первым так же, как несколько веков назад он умер последним! Это воскресение навсегда останется в памяти наших потомков».
Газеты того времени писали: “Бой 28-го ноября независимо от военного, имеет широкое историческое значение, как для России, так и в особенности для Славянских народов Балканского полуострова. Бой этот можно назвать поворотною точкою во всей минувшей кампании. До 28 ноября наши войска, хотя и успели уже покрыть себя достодолжной славой, но, тем не менее, конечная цель кампании была еще далеко; тормозом служила Плевна, с ее героем защитником Османом-пашой. Но вот 28 ноября 1877 г. Осман-паша со своею сорокатысячною армией, по составу лучшей во всей Турции, делает попытку прорваться и всею тяжестью своего отборного войска обрушивается на гренадер.
Гренадеры малым числом, по сравнению с противником, не только не пропустили армии Османа-паши, но смяли ее и заставили положить оружие. Эта блестящая победа, увенчавшая гренадер венком славы, прорвала плотину затруднений, о которых разбивались дотоле безграничное самопожертвование и неустрашимое мужество наших войск. С 28 ноября громкие успехи нашего оружия полились быстрым потоком.
В короткое время, уничтожив почти всю турецкую армию, русские войска совершили беспримерно-стремительный переход через Балканы, и достигли стен Царьграда; с этого дня, можно смело сказать, загорелась заря, несомненно, лучшего будущего для многострадальных единоплеменников и единоверцев наших, столь долго томившихся под тяжелым игом турок”.

В книге «Военно-исторические музеи – Плевен», вышедшей в Софии в 1976 г. к столетнему юбилею взятия Плевны (авторы: Гена Тодорова, Мария Васильева) дана такая оценка тех далеких событий: «Высокие холмы около Плевена, арена кровопролитных сражений за свободу, памятники, музеи, мавзолеи и парки все в этом городе и его окрестностях напоминает об эпических пятимесячных боях во время Освободительной русско-турецкой войны 1877 года. …Здесь на каждом шагу мы останавливаемся перед подвигом, самым массовым по своему охвату, самым величественным по своему героизму и самоотвержению; склоняем головы перед одной эпопеей доблести, самопожертвования и удивительной богатырской храбрости, перед неувядающей славой и бессмертием освободителей Болгарии – русских витязей.
…И над всем этим ярче блестит пословичная храбрость, доблесть и мужество русских солдат. Оказавшись далеко, за тысячи километров от своей родины, они понимали, что участвуют в справедливой, освободительной войне, вдохновляясь идеей освобождения своего младшего славянского брата». Сердце наполняется гордостью за наше православное Отечество, за великую Россию, когда читаешь эти строки и отчетливо понимаешь, что мы, сегодняшние её сыны должны быть верны доблести и памяти наших предков.

Уже 120 лет в центре Москвы, в сквере у Ильинских ворот стоит Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою за Плевну 28 ноября 1877 г. Она повествует о подвигах Русской армии, потрясших Россию и Европу, о событиях, которые имели огромное значение в прошлом и ещё большее значение имеют для нашего настоящего и будущего. Часовня-памятник гренадерам, павшим под Плевной, является выдающимся памятником русской воинской славы международного значения.
“Служа данью глубокого уважения к памяти павших в этом сражении, воздвигаемый памятник послужит поддержанием в дальнейших потомках высоких воинских чувств: доблести, отваги и мужества, а для народов Балканского полуострова - напоминанием, что своею свободою, новою жизнею они обязаны христианскому великодушию русскаго народа, искупившаго их освобождение кровью верных сынов”, - говорилось в обращения к войскам об открытии добровольной подписки на памятник среди служащих гренадерского корпуса.

Открытие Часовни-памятника гренадерам состоялось в день десятилетия победы под Плевной - 28 ноября 1887 года. «Москва придала празднеству славной плевненской годовщины много блеска и великолепия, явив сердечную отзывчивость к славе армии», - свидетельствуют архивные документы.
“…Почти в каждой войне совершаются нередко события, имеющие решающее влияние на все дальнейшие операции. Таким решающим событием было бесспорно сражение под Плевной 28 ноября 1877 года…говорил в своем выступлении при открытии и освящении Часовни начальника штаба гренадерского корпуса, генерал-майор генерального штаба, А.И.Маныкин-Невструев. …Что означало участие в сражении под Плевной 28 ноября именно гренадер? Счастливый жребий. Будь вместо гренадер другие войска, они бы также покрыли себя славой и никто в этом не сомневается. Почему памятник этот именуется Гренадерским? В силе сказанного, - он есть памятник славы не одних гренадер, но и всей Русской армии,”- совершенно точно заметил боевой генерал.

«Памятник воздвигнут и отныне, на вечные времена, в часовне памятника будут совершаться поминовения усопших, будут возноситься молитвы об упокоении души: в Бозе почивающего Императора Александра Николаевича, славных вождей безвременно погибших, и наших братье – гренадер, положивших живот свой на поле брани… Пусть же этот Памятник, воздвигнутый благодарными гренадерами своим павшим товарищам, напоминает грядущим поколениям из года в год, из века в век, как умеют стоять за честь и славу Родины ее верные сыны, когда они воодушевляются святой православной верой, безграничной любовью царю и Отечеству!», говорил в своём выступлении подполковник И.Я.Сокол, старший адъютант штаба гренадерского корпуса при открытии и освещении часовни 28 ноября 1887 г.
Однако, через тридцать лет, новый режим, установившийся в России в октябре 1917 г. стал последовательно стирать из народной памяти величие подвига русских воинов, освободивших и спасших православных славянских братьев от уничтожения. Был разрушен памятник выдающемуся, русскому генералу, герою Великой войны 1877-1878 гг. М.Д. Скобелеву. Часовня многие десятилетия была закрыта и разрушалась. Чудом и Божийм промыслом она сохранилась в полуразрушенном состоянии до наших дней, просто как памятник монументального искусства.
В 1993 г. правительство Москвы передало часовню Русской Православной Церкви. В том же, 1993 году, православная общественность совместно с Вооруженными силами возродила традицию, ежегодно, 10 декабря, совершать торжественное поминовение воинов, героев русско-турецкой войны 1877-1878 гг., которую современники называли Великой войной. Затем большими усилиями Часовня-памятник была отреставрирована и в дни празднования 120-летнего юбилея окончания Русско-турецкой войны, была освящена в честь Святого, Благоверного Великого Князя Александра Невского и иконы Божией Матери ЗНАМЕНИЕ.
В декабре 1999 г, Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, часовня, как символ священной и непреходящей памяти о героях Отечества, возведена в высокий статус Патриаршего Подворья.
Православная общественность и духовенство возобновили духовную жизнь часовни. Выполняя завет гренадеров, здесь регулярно поименно поминаются павшие в Плевненском сражении воины, а также все участники русско-турецкой войны 1877-78 гг. Ежегодно, 10 декабря, в день взятия Плевена Церковь совместно с Армией в торжественной обстановке возглашают «Вечную Память вождям и воинам на поле брани живот свой положивших». Этот памятник повествует о жертвенной любви русского воинства, «положивших живот свой за други своя», он свидетельствует о тех героических, несправедливо забытых событиях, призывает нас к выполнению долга - чтить память великих предков.
К сожалению, сегодня, в условиях всеобщего падения нравов, при отсутствии ограждения и какого-либо вспомогательного помещения, не представляется возможным обеспечить сохранность Часовни-памятника и защитить его от осквернения. Площадь самой Часовни всего 13 кв.м. Это, и отсутствие электропитания и обогрева создают большие трудности в использовании Часовни по назначению, как культового сооружения. Необходимо срочно подвести электропитание и воссоздать существовавший ранее домик в близи Часовни, обеспечить её ограждение. Для реализации этих требований и учитывая особую значимость Часовни как памятника исторического, международного значения, Церковь нуждается в поддержке со стороны столичных и властных федеральных структур, и общественных организаций.

Как правило, в день победы под Плевной, в Часовне арихииереями Русской и Болгарской православных Церквей служится панихида, и в присутствии большого числа участников и гостей отдаются высокие воинские почести героям. По традиции в церемонии участвуют представители Посольств Республики Болгарии Администрации Президента, Федерального Собрания и правительства РФ, г. Москвы, Минобороны и МИД РФ, Московского военного округа, Московского гарнизона, комендатуры г. Москва, Российской Академии Наук, военных вузов, в т.ч. Военной академии Генерального штаба, Военного университета, Военной академии сухопутных войск, Военной академии РВСН им. Петра Великого и др., Московского государственного университета и Академии управления МВД, МГГУ, учащиеся кадетских корпусов, многие общественные организации.
В наши дня, когда, говоря словами А.М.Горчакова «Россия сосредотачивается», нам очень важно показать себе и всему миру, что мы знаем, помним и ценим свою героическую историю, извлекаем из неё важные уроки для нашей сегодняшней работы во благо и во имя Отечества. Организует торжественно-траурную церемонии Патриаршее Подворье Часовни-памятника гренадерам, павшим 28 ноября 1877 года под Плевной, с участие Центра Национальной Славы России и Фонда Андрея Первозванного, Свято-Тихоновского Богословского института, Центра духовного образования военнослужащих, Регионального некоммерческого благотворительного общественного Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «ОМОФОР» и других организаций.
В проведении торжественной церемонии традиционно участвует Региональный некоммерческий благотворительный общественный Фонд помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «ОМОФОР». Его контактные телефоны имеются на сайте.