Деятельность организации

“Надменный Разум к Истине стремится, но без смиренья он самоубийца”.
Иеромонах Роман.

21 ФЕВРАЛЯ - ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕННИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА.

Уже несколько лет, милостию Божией, члены фонда "Омофор" имеют возможность оказывать посильную весьма скромную помощь в восстановлении древней святой обители Феодоровского женского монастыря в городе Переславле-Залесском Ярославской области. В связи с этим напоминаем, что 21 февраля свершается память Великомученика Феодора Стратилата в честь которого и был основан монастырь. Настоятельница монастыря матушка Варвара приглашает нас и наших друзей посетить в этот день обитель и принять участие в праздничном богослужении.

Святой великомученик Феодор Стратилат, воевода и градоправитель Ираклии Понтийской, жестоко страдал от императора Ликиния в 319 году за исповедание христианской веры и обращение многих ко Христу и после мук скончался от меча 8 Февраля в Субботу в 3 час. Он был весьма благообразен, мудр, храбр и молод. Страдания его описаны очевидцем, слугою святого, Уаром писцом, которого св. Феодор просил записать день его кончины и положить тело его в Евхаитах. Когда мощи его перенесены были из Евхаит в Царьград и положены во Влахернской церкви, неизвестно. Св. Феодор издревле почитается патроном воинов.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово.

За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307 - 324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз семь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей".

Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом БожииAм обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Святой великомученик Феодор Стратилат пострадал за Христа в Ираклии 8 февраля 319 года. Во время мучений святой великомученик Феодор приказал своему слуге Уару погребсти его тело в имении своих родителей в Евхаитах. Перенесение мощей великомученика Феодора было 8 июня 319 года. В этот день воспоминается и чудо от изображения великомученика Феодора в церкви его имени, в месте, называемом Карсата, около Дамаска. Эту церковь сарацины превратили в жилище. Один из сарацин пустил стрелу в изображение великомученика. Из плеча святого, где стрела вонзилась в стену, на глазах у всех истекла кровь. В скором времени сарацины, поселившиеся в храме, погибли один за другим. Об этом чуде свидетельствуют Антиохийский святой Патриарх Анастасий (+ 599; память 20 апреля) и преподобный Иоанн Дамаскин (+ ок. 780; память 4 декабря).

Святой великомученик Феодор Стратилат издревле почитается как покровитель воинов, и в день его памяти задумаемся о значении воинской службы. Из многих зол, тяготеющих над человеческим родом вследствие прародительского греха, несомненно, война - одно из величайших бедствий. Сколько кровопролитий и опустошений приносит она, сколько остается после нее вдов, сирот и безутешно плачущих матерей! При мысли обо всем этом, невольно на ум приходит вопрос: раз война - богопротивное дело, может ли быть угодна Богу сама воинская служба?

Ответ на этот вопрос нам дает один из первоучителей славян святой Кирилл. Однажды, еще будучи в мирском звании, он был послан Константинопольским Патриархом на проповедь к сарацинам. И те задали ему такой вопрос: "Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, бьющим в ланиту - подставлять и другую, - а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему же вы не слушаете своего Христа?". Выслушав это, святой Кирилл спросил: "Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона - тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?". Когда сарацины ответили, что, конечно, тот, который исполняет обе заповеди, он продолжил: "Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя. Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам, как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив их тела, не пленили и их души, принудив к отречению от веры и богопротивным делам".

Итак, воинская служба - это служение Самому Богу, а воины - слуги Господни, призываемые Им для охраны мира, правды и порядка, для обуздания непокорных и злых. Счастливы те христолюбивые воины, которые проникнуты убеждением о высоте и богоугодности своей службы. Они служат не по принуждению, не из каких-либо человеческих расчетов, а из любви и послушания Богу. В вере, любви и уповании на Всевышнего, благочестно проходящий свою службу воин снискивает себе особое благоволение и помощь Божию. Пусть же укрепят себя в своем нелегком служении православные воины примером ветхозаветных мужей и христианских воинов, которые "верой побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих" (Евр. 11, 33-34).



Проповедь: архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
О ВЕЛИКОМУЧЕНИКЕ ФЕОДОРЕ СТРАТИЛАТЕ
Недавно я говорил в кладбищенской церкви о весьма важном значении для нас житий святых.
Вчера в Алуште был храмовой праздник в память перенесения мощей святого великомученика Феодора Стратилата. Хочу и вас познакомить с житием этого великого святого.
Он был стратилатом, т.е. воеводой в городе Гераклее близ Черного моря и жил в конце III и начале IV века по Рождестве Христовом.
До царя Ликиния дошла весть о том, что Феодор христианин и отвращает от языческих богов жителей Гераклеи, и он потребовал к себе в Никомидию Феодора.
Желая пострадать за Христа на месте своего жительства, среди множества обращенных им ко Христу, Феодор прибег к хитрости: он написал Ликинию, что в Гераклее неспокойно, народ перестает чтить языческих богов, и потому просил Ликиния самому приехать в Гераклею и привезти побольше золотых и серебряных идолов. Царю понравилось это предложение, он принял его и прибыл в Гераклею с восьмитысячным войском и многими сановниками. Радостно приветствовав Феодора, он назначил на другой день жертвоприношение языческим богам, которое должен был публично совершить Феодор. Феодор просил оставить ему на ночь золотых и серебряных идолов, чтобы помолиться пред ними. Но вместо молитвы Феодор разбил их на куски молотком и раздал нищим.
Узнав об этом, Ликиний пришел в бешенство и осудил Феодора на тяжкую казнь. Три и четыре воина до изнеможения били его по спине и чреву сырыми воловьими жилами, потом оловянными прутьями, обжигали свечами, резали бритвами и бросили в темницу.
Через пять дней он был распят на кресте, юноши стреляли в него из луков, и две стрелы попали в оба глаза его. В чрево его вонзили острый железный прут.
На другой день Ликиний послал принести тело умершего, как он думал, Феодора, но его нашли совершенно здоровым, снятым со креста и сидящим у подножия его.
Ликиний велел отрубить голову Феодору, но поднялся народный бунт; 370 воинов Ликиния уверовали во Христа, и царю грозила опасность от народа. Но ее предотвратил сам Феодор, спокойно склонивший под меч палача свою главу с благодарственной молитвой к Богу.
Вот краткое изложение преславного и светозарного жития великомученика Феодора Стратилата.
Не вправе ли мы сказать, что своей жизнью, тягчайшими мучениями и смертью святой Феодор явил нам драгоценный пример исполнения слов Христовых: "Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет" (Ин. 12, 26).
В чем же почерпал он силы к перенесению страшных мучений? Конечно, в пламенной вере и во всеобъемлющей любви к Господу Иисусу Христу, в Его Божественной проповеди и в невиданных миром чудесах.
Однажды первосвященники и книжники послали своих слуг найти и привести к ним Господа Иисуса Христа. Слуги пошли, слушали, как зачарованные, проповедавшего на площади Господа Иисуса и ни с чем вернулись к пославшим их, а на вопрос, почему не привели Иисуса, ответили: "Никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Ин. 7, 46).
Благословенны вы, добрые слуги злых врагов Христовых, воспринявшие Божественную проповедь Спасителя нашего так глубоко, как следовало бы и всем маловерным христианам воспринимать ее. Ибо, конечно, никогда прежде не слышал мир и никогда более не услышит таких Божественных заповедей и притчей, какие принес в мир воплотившийся Сын Божий.
К глубокой вере в Господа Иисуса Христа как Сына Божия, к пламенной любви к Нему приводят нас изумительные и бесчисленные чудеса Христовы. Когда по единому слову Христову вышел из гроба четыре дня лежавший в нем Лазарь, толпа иудеев, пришедших утешать его сестер Марию и Марфу, уверовала в Господа Иисуса как своего Мессию. И во всем мире это Божественное чудо доныне волнует сердца миллионов христиан.
Когда одним повелением: "Умолкни, перестань" (Мк. 4, 39), утихла на море Галилейском жестокая буря, и ученики Его говорили друг другу с изумлением: "Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?" (Мф. 8, 27), – то не падем ли и мы ниц вместе с ними перед великим Чудотворцем!
Добрые и чистые сердцем из иудеев, видя изумительные чудеса Христовы, говорили между собою: "Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?" (Ин. 7, 31).
Это знал, это читал блаженный великомученик Феодор, и слова и дела Христовы, точно небесными стрелами, навсегда пронзили мозг и сердце его, и пламенной любовью ко Христу навсегда возгорелось чистое сердце его. И пошел он вслед за Господом Иисусом, и дошел до креста, на котором был распят, как и Он.
А мы, маловерные христиане, унываем и падаем духом при первом спотыкании на камнях и рытвинах нашего пути за Христом.
Будем ли помнить, подобно блаженному Феодору, и другие слова Христовы: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…" (Мф. 10, 37)?
А блаженный Феодор все презрел ради Христа. Презрел даже царские почести, которые обещал ему Ликиний, пока считал его язычником.
А тех, кто только именуется христианами, как легко соблазняют и уводят с пути Христова ничтожные блага и почести земной жизни!
Своих верных слуг, всем сердцем возлюбивших Его, особенно мучеников святых, Господь наш Иисус Христос не оставлял без чудесной помощи Своей при невообразимо страшных мучениях их. Огонь раскаленных печей, и кипящее масло, и сера нередко не обжигали их; дикие звери ложились у ног их и лизали их.
Вконец истерзанного великомученика Феодора снял со креста и совершенно исцелил посланный Богом Ангел.
Зрелище ужасных страданий и потоки крови святых мучеников обращали ко Христу нередко сотни язычников. А мучения блаженного Феодора послужили ко спасению 370 воинов, уверовавших во Христа.
Блаженный Феодор был одним из тех, о которых сказал Господь наш Иисус Христос: "…кто нарушит одну из заповедей сих малейших…, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5, 19).
Вижу с глубокой радостью, как изо дня в день увеличивается число молящихся в этом соборе и в большинстве храмов нашей епархии.
Глубоко радуюсь тому, что Божественная проповедь Господа нашего Иисуса Христа, Его неслыханные чудеса и страшный крест Голгофский волнуют и потрясают сердца ваши, Богом данная мне паства. И капли крови великомученика Феодора Стратилата и десятков тысяч других мучеников Христовых капают на сердца ваши.
Храните эту драгоценную кровь. Храните веру в Господа Иисуса Христа и пламенную любовь к Нему – и никакие силы мира и ада не поколеблют веры вашей и не помешают вам стяжать блага вечной жизни с Господом нашим Иисусом Христом, Его Безначальным Отцем и Пресвятым Духом.
Аминь.
1958 г