Деятельность организации
24 февраля 2018
ПРАВОСЛАВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
КАК ИСТОЧНИК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

(Выступление на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях
«Нравственные ценности и будущее человечества»).


Аникина Нина Владимировна, кандидат экономических наук,
соучредитель и исполнительный директор частного образовательного
учреждения «Суздальская Православная гимназия»,
председатель ВООО «Родители, педагоги и православная общественность за русскую,
традиционную, нравственную школу»


Наконец-то, спадает «пенка» мультикультурализма, вскружившая головы ведущих геополитиков и олигархов. Народы вновь обращаются к памяти национальных ценностей и традиций. Главная ценность России – православная вера. К сожалению, «крещенная Русь» мало просвещена, и большинство людей до сих пор не осознают того бесценного богатства, которым они обладают, и не знают, как к нему обратиться. Эту проблему пытаются решать православные учебные заведения России.

Тридцать лет назад в рыночной России появились первые православные гимназии и школы. К 2018 году их начитывается около 180. Создавались они как малокомплектные учебные заведения для выполнения социального заказа православной части населения. К настоящему времени они охватывают всего лишь один процент школьников России(!) при том, что в России 80 % населения исповедует православную веру, и спрос на такие учебные заведения высокий. Значение их для общества и их преимущества в воспитании детей очевидны. По словам митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, выпускники и учащиеся православных школ – это в лучшем смысле «золотая молодежь»! Почему же православных школ так немного? Наш ответ прост: потому что создание подобных учебных заведений и обеспечение нормальной их жизнедеятельности требует колоссальных усилий. А их функционирование в основном держится на энтузиазме общественности, без поддержки государственных и церковных структур. Можно сказать, православные школы работают не благодаря, а вопреки имеющимся обстоятельствам и ситуациям.


Обозначим основные региональные проблемы обеспечения функционирования и финансирования современных школ, включая православные.
1. Когда полномочия по финансированию школ из федерального центра были делегированы на региональный уровень, тогда норматив финансирования обучения одного учащегося для расчета потребности в средствах, выделяемых из регионального бюджета школам, стал утверждаться на местном уровне. Но все регионы России находятся в разном финансовом положении. Поэтому возник резкий перекос в финансировании школ, расположенных в разных городах России, по сравнению с финансированием аналогичных школ Москвы и Петербурга. Особенно остро проблема неравенства стоит у малокомплектных школ и учебных заведений, расположенных в малых городах. Например, средний норматив расходов, выделяемых из бюджетов всех уровней на одного учащегося, для реализации основных общеобразовательных программ в школах Владимирской области, в 2018 году составляет 30 тыс. руб. в год. Это почти в 5 раз меньше, чем в Московских школах, для которых этот норматив составляет в среднем 140 тыс. руб. В православные школы на содержание здания, приобретение школьной мебели и инвентаря, оплату услуг вообще не выделяют средств из бюджета. Выделяемых средств не хватает даже на то, чтобы полностью покрыть расходы в малокомплектных православных школах на оплату труда учителей и сотрудников по их мизерным ставкам! В результате такого финансирования, дефицит бюджета Суздальской Православной гимназии составляет около 2 млн. руб. в год. Чем Петя из Москвы отличается от Миши из Суздаля? Налицо несправедливая дискриминация и явное ущемление прав и интересов детей, обучающихся в православных учебных заведениях в Российской глубинке.
В статье 99 части 4 Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ записано, что для малокомплектных школ, расположенных в сельской местности, должно предусматриваться финансирование, независящее от количества детей. Но из контекста этого закона выпало понятие городской малокомплектной школы. Отсюда последовало, что финансирование малокомплектных школ в малых городах, таких как Суздаль, с численностью населения 11 тыс. человек, оказалось урезанным в два раза по сравнению с финансированием сельских школ. Кроме того, этим законом не предусмотрено финансирование дополнительного образования в православных школах, имеющих аккредитацию, не предусмотрена оплата классного руководства за счет средств бюджета.
2. Как следствие первой проблемы, в малокомплектных городских школах, и особенно в православных гимназиях, крайне низкая оплата труда педагогов и соответственно катастрофическая нехватка педагогических кадров. Так, по Постановлению Губернатора Владимирской области № 544 от 30.07.2008 года по состоянию на 01.01.2018 г. базовый оклад учителя на ставку в 18 часов с учетом планируемого роста заработной платы на 8 % составляет 5,5 тыс. руб. в месяц! Это при том, что прожиточный минимум в 2018 г. составит 11 тыс. руб., размер МРОТ с 01.01.2018 г. составляет 9.5 т. руб. . Парадокс объявленных увеличений МРОТ на 21 % и базового оклада на 8 % состоит в том, что финансирование школ на оплату труда увеличили всего на 4 %, а значит, выполнение увеличений поднимет имеющийся дефицит средств в гимназии еще на 500 тыс. руб.!
Дальнейшие расчеты для малокомплектной городской школы с учетом измененной ставки заработной платы показали следующее:
- учитель высшей квалификационной категории, работающий на 1,5 ставки (27 час. в неделю), с учетом проверки тетрадей, классного руководства и всех возможных стимулирующих выплат будет получать в среднем 20 тыс. руб. в месяц;
- учитель первой квалификационной категории при тех же условиях – 15 тыс. руб. в месяц;
- учитель на соответствие занимаемой должности – около 10 тыс. руб. в месяц;
- вновь трудоустроенный педагог без опыта работы и молодой специалист при полной нагрузке получат 8 тыс. руб. в месяц! К так называемой средней заработной плате доводят учителей высшей квалификационной категории при 30 часов нагрузке в неделю. Что бы получить среднюю заработную плату учителям первой категории и, работающим на соответствии занимаемой должности, нужно брать тройную нагрузку!
Вопросы риторические, какой специалист в любом другом регионе, кроме Москвы и Петербурга, придет на такую заработную плату, и о каком качестве образования, а тем более воспитания в школах вообще может идти речь?
Сравним эти показатели с заработной платой московского учителя. По сообщению мэра столицы Сергея Собянина в декабре 2017 года, средняя заработная плата педагогов на ставку в общеобразовательных школах Москвы составляет в среднем 80 тыс. руб.! Именно поэтому, работоспособные молодые кадры из периферии мигрируют в Москву, Питер или вообще уходят из специальности. Налицо – несправедливая дискриминация по отношению к учителям малокомплектных городских школ.
В общеобразовательных школах Российской глубинки процесс образования превращается в сплошную фальсификацию. Это очевидно, когда в Суздальскую Православную гимназию переходят на учебу дети среднего и старшего звена из общеобразовательных школ. При наличии в дневниках хороших и отличных оценок, ученики не имеют элементарных знаний, которыми они должны овладеть в начальном звене обучения. Не удивительно, почему золотые медалисты и хорошисты из общеобразовательных школ при поступлении в ВУЗы не могут набрать даже минимального количества баллов для обучения на бюджетной форме.
В настоящее время в школах Владимирской области около 80 % учителей пенсионного возраста. В некоторых общеобразовательных школах не ведутся месяцами такие важные предметы как русский язык и литература, химия, биология, физика, или они ведутся не специалистами, совмещающими несколько предметов. Выпускники педагогических вузов не хотят идти в школу. По оценкам, в среднем лишь 3% от общего количества выпускников педагогических ВУЗов остается работать по специальности. Престижность профессии учитель упала настолько, что в педагогические ВУЗы поступают далеко не лучшие, не мотивированные на эту специальность дети.
Предложения по решению обозначенных проблем.
1. Необходимо кардинально изменить систему оплаты труда учителей. Нормативная база для оплаты труда учителей России должна быть единой для всех регионов, включая Москву и Санкт-Петербург. Никакими полумерами, стимулирующими и компенсирующими коэффициентами, доведениями до средней заработной платы, справедливость не восстановить. Полагаем, если не предпринять экстренных мер, то через несколько лет в школах регионов работать будет некому.
2. Необходимо внести дополнение в законодательство в части финансирования малокомплектных городских школ.
3. Государству и Церкви нужно выработать единую программу поддержки православной системы образования. Для этого нужны политическая воля Президента РФ, соответствующих институтов Законодательных органов, решения и координация Правительства, покровительство и участие Церкви. В первую очередь необходимо решить проблемы выделения пригодных для обучения зданий на правах собственности или долгосрочной безвозмездной аренды, участия православных школ в дотациях на оплату коммунальных платежей, разработки единого методического обеспечения.
Выводы. Необходимо решить проблему несправедливой дискриминации в части государственного финансирования школ. Размер финансирования на одного ребенка должен быть равным и не зависеть от того, в каких образовательных учреждениях (государственных, муниципальных или православных частных) обучаются дети, а также от того, в каком регионе находится то или иное учебное заведение. Именно об этом говорил на открытии 26-х Международных Рождественских образовательных чтениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Настало время навести этический порядок в экономических нормативах, устанавливаемых для финансирования российских школ. Не в правилах православных традиций России делить детей и педагогов на своих, государственных, и чужих, православных; а и еще позорнее - на столичных и периферийных, что в высшей степени безнравственно. Россия жива глубинкой. Возрождение и процветание России всегда являлось следствием помощи, оказанной глубинке.